Марьина роща: время, события, люди.

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному краю переходит в любовь к своей стране – к её истории, её прошлому и настоящему» (Д. С. Лихачев).

Дорогие наши, любознательные читатели! Если вы оказались на страничках нашего блога, значит вам небезразлична история нашего района Марьина роща. На страницах нашего ресурса каждый из вас найдёт много интересной и полезной информации, изложенной доступным языком и снабженной многочисленными аудиовизуальными материалами.
Устанете читать - добро пожаловать  в наш игровой тематический раздел! Здесь вы сможете отдохнуть от чтения и проверить свою смекалку! Ну и, конечно, получить новые знания !!!
Г.Ф.Ефимочкин Марьина роща

А. Грачев. Семик, или Гулянья в Марьиной роще. 1845

Аполлон Григорьев. Гулянье в Марьиной роще. 1852

.История Марьиной рощи в фотографиях.
Район Марьина Роща долгое время был далёкой и опаснейшей окраиной столицы. Много веков назад на его месте были густые леса, в которых на берегу реки Копытовка одиноко стояла деревня Марьино. Её название связывают с дочерью князя Черкасского, которому в XVII веке принадлежало поселение. Существует и более красивая легенда, согласно которой в густых лесах рядом с деревней обитала шайка разбойников, которой руководила некая Маша.
При прокладке камер-коллежского вала в 1742 году лес вырубили, и от него остались только рощи, которые стали излюбленным местом народных гуляний. В 1829 году «Московский Альманах» писал: «Густота рощи, совершенно одетой зеленью, предлагает приятную прогулку, здесь несколько вёрст в окружности со всеми прелестями неподкрашенной природы». Однако эти места по-прежнему оставались далёкой окраиной Москвы. В те времена как таковой город в привычном для нас представлении, с каменными домами, витринами магазинов и уличными фонарями начинался только внутри Садового кольца, и что уж говорить о Марьиной Роще?
Здесь были кладбища, где хоронили бедняков, лечебница для нищих, а после крестьянской реформы 1861 года рощи были вырублены, и земли стали сдавать в аренду маленькими частями, под мелкое строительство. Возводились на них в основном одно- и двухэтажные деревянные дома для бедноты, и вскоре здесь появились трущобы со всеми сопутствующими им преступлениями. После того, как по району прошла железная дорога Москва-Петербург, Марьина Роща оказалась отрезана от Останкино, а когда в начала XX века здесь же прошла Виндавская линия, район превратился в тупик, и к нему вернулась бандитская слава. Марьина Роща оставалась одним из самых криминальных районов Москвы вплоть до 1940-х годов. Эту эпоху увековечили в своей книге «Эра Милосердия» братья Вайнеры. Интересно, что знаменитая банда «Чёрная кошка» — отнюдь не выдумка. В 20–30 годах она и правда орудовала на улицах этого московского захолустья
Благородные девицы и Веничка Ерофеев
Площадь Борьбы была названа так в память о тяжелейших боях, которые шли здесь во время Октябрьской революции. До этого она называлась Александровской, по Александровскому институту благородных девиц, открытому в этом районе в начале XIX века. Сегодня о благородных девицах здесь не напоминает ничего: главная достопримечательность современной площади — это памятник Венедикту Ерофееву и его поэме «Москва-Петушки» о трагических, философских и сакральных поисках алкоголиком счастья и любви.

Монумент состоит из двух статуй: собственно, памятника лирическому герою поэмы, который, напившись, облокотился на указатель с надписью «Москва», и молодой красивой девушки, которая ждёт его в Петушках. Первоначально памятник Веничке был установлен на Курском вокзале, а девушке — в Петушках, но безразличные к современной русской литературе граждане стали их осквернять. Вокзальное начальство отказалось охранять монумент, и статуи было решено перенести в тихий скверик на площади Борьбы. Какое отношение этот скверик имеет к Ерофееву? Здесь герой поэмы «выпил стакан кориандровой по пути с Каляевской на вокзал».
Памятник был создан на средства винзавода «Кристалл», о чём гласит торжественная надпись на его основании. Также на нём выведена циатата из поэмы: «Не стоит доверять мнению человека, который не успел опохмелиться». Создатели памятника предусмотрели вокруг него скамейки, на которых студенты многочисленных вузов в округе, фанаты творчества Ерофеева и простые алкоголики распивают спиртные напитки. Впрочем, строителями создан и специальный въезд для машин ДПС, которые с завидной периодичностью и внезапностью появляются у памятника. Зимой дворники сбрасывают снег прямо к постаменту, и Веничка погружается в него по горло, а каждой весной на шею герою поэмы неизвестные зачем-то вешают зелёный галстук.
Божедомья и родина Достоевского
Но всё же самый известный писатель, чья жизнь была связана с Марьиной Рощей, — это не Венедикт Ерофеев, а Фёдор Достоевский, который родился в начале Божедомки в 1821 году. Сегодня эту улицу, переименованную в честь одного из главных классиков русской литературы, с правой стороны занимает НИИ фтизиопульмонологии московской медицинской академии им. И. М. Сеченова, где в том числе диагностируют и лечат туберкулез. Так как лежат здесь больные и с открытой его формой, красивейшие внутренние территории больницы отгорожены со стороны улицы Образцова высоким бетонным забором. Впрочем, попасть сюда днём не составляет особого труда: в часы приёма ворота больницы открыты для посетителей.
Божедомкой улицу назвали потому, что в XVIII веке здесь находился «убогий» дом, куда свозили со всей округи неопознанные тела странников, нищих и убитых — другими словами, невостребованных покойников. В те времена хоронить их на территории церковных кладбищ было не принято, и поэтому их зарывали в общие могилы — «божедомья». В 1804 году по повелению жены Павла I императрицы Марии Фёдоровны здесь была построена больница для бедных. Это красивейшее здание в стиле русского классицизма стало одним из первых каменных строений в беднейшем районе Москвы. Сохранилось оно и до наших дней.
Отец Достоевского работал в больнице штаб-лекарем и занимал во флигеле служебную квартиру, в которой появился на свет и прожил первые годы жизни писатель. Здесь же, в больничной церкви, Достоевский принял крещение. По воспоминаниям писателя и его брата, воспитывались они в строгости, редко покидая территорию больницы из-за опасности района, постоянно находясь в поле зрения взрослых. Впрочем, украдкой маленькому Фёдору всё же удавалось общаться с пациентами больницы, и именно это сформировало его личность, дало материал для будущих произведений: тема бедности, неустроенности, балансирования на грани жизни и смерти красной нитью прошла через всё творчество писателя.
Музей-квартира писателя была открыта в 1928 году, а в 1936 году во двор больницы с Цветного бульвара перенесли памятник Достоевскому работы сульптора Меркулова. От обстановки квартиры, где прошло детство писателя, осталось довольно мало предметов, хотя сама она никогда не перестраивалась. Некоторые экспонаты переданы Петербургским музеем Достоевского. Скудную обстановку квартиры дополняют воспоминания писателя о детстве, развешанные на стенах. В музее проходят литературные и музыкальные вечера, лекции о творчестве писателя. Цена билета — от 50 рублей.

Парк на месте кладбища

Церковь Трифона в Напрудном.
На Трифоновской улице, на которую можно попасть, повернув с Октябрьской улицы направо, находится один из старейших храмов Москвы, Церковь Трифона в Напрудном, построенная в конце XV века. Кроме того, здесь расположен армянский культурный центр, построенный между 1996 и 2012 годами. В его состав входит Кафедральный собор Преображения Господня — самый крупный армянский храм в Москве. На улице в основном возведены панельные дома советской эпохи, но есть и один старый (д. 15/26). Кроме того, здесь есть чудом уцелевший деревянный дом.
На месте Фестивального парка, который находится на границе района Марьина Роща, в XVII-XVIII веках было немецкое кладбище для иноверцев, а позже здесь стали хоронить бедных людей в общих могилах («божедомьях»). В 1787 году рядом с кладбищем был построен храм Сошествия Святого Духа. Постепенно район становился частью Москвы, и кладбище поменяло свой статус: здесь появились могилы представителей духовенства и дворянства.
К началу XX века захоронения прекратились, и кладбище стало постепенно приходить в упадок. В 1934 году его было решено ликвидировать и организовать на этом месте детский парк, получивший имя Феликса Дзержинского. Церковь была закрыта, а её настоятель Иоанн Михайлович Смирнов был расстрелян на Бутовском полигоне.
После реконструкции в 1985 году парк был переименован в «Фестивальный». Здесь появились детские городки с деревянными домиками, качели, дорожки. Впрочем, кое-где вплоть до 1990-х годов можно было увидеть крупные надгробия, которые не смогли или не захотели вывезти с территории парка. Сегодня парк делится на две части: храм отгорожен от парковой зоны сплошным стальным забором.

В парке работает школа верховой езды и конюшни, физкультурный центр. Кроме того, здесь находится знаменитая «Рижка» — одна из крупнейших московских баскетбольных площадок под открытым небом, где проходят соревнования по уличному баскетболу. С советских времён в парке осталась большая голубятня. На территорию за храмом без разрешения служащих не попасть: на калитке висит замок. В церкви проходят службы, работает церковная лавка. При храме располагается Сестричество во имя святителя Игнатия (Брянчанинова)
Вплоть до начала 1970-х годов более половины зданий Марьиной Рощи были деревянными, и конечно, сегодня от них ничего не осталось. О том, старом городе здесь уже мало что напоминает, и особенно хорошо это чувствуется в той его части, которая находится за Сущевским Валом. Сегодня эта территория, зажатая между железнодорожными путями и оживленной магистралью — один из обычных московских «спальников», застроенных старыми и новыми типовыми зданиями. Впрочем, здесь все же можно найти последние следы ушедшей эпохи.

Орден для бандита

Часть района перед Сущевским валом и сразу за ним в 1930-е и 1940-е годы развивалась как промышленный придаток Москвы. Этому способствовали автомагистраль и железнодорожные пути, по которым было легко поставлять сырье и вывозить продукцию. Рабочих нужно было куда-то селить, и в Марьиной роще появились многочисленные деревянные дома, которые больше походили на бараки. 
Преступность подогревала удаленность района от центра, бедность его жителей и сама история Марьиной Рощи. Банды орудовали здесь как до, так и после революции, причем знаменитая Банда Митина («Черная кошка») — отнюдь не первая и не последняя из них. После Революции у всех на устах были имена Кольки Хрящика, Бориса Бондаря и многих других «матерых», которые держали в страхе всю Москву, а обитали в бандитских притонах Марьиной Рощи. В те времена здесь можно было легко купить или продать краденое, добыть холодное или огнестрельное оружие. Стоит отметить, что преступниками были далеко не только маргинальные личности: тот же главарь «Черной кошки» Иван Митин работал на оборонном предприятии и даже был представлен к награждению ордена Трудового Красного Знамени. 
Эта банда была организована в Красногорске, причем 8 из 11 ее членов были работниками завода КМЗ, двое — курсантами престижных военных училищ, и это сильно мешало расследованию: шайка безнаказанно орудовала у стадионов и спортивных мероприятий с 1950 до 1953 года. В Марьиной роще у преступников была «база», что и нашло отражение в романе «Эра милосердия» братьев Вайнеров и фильме «Место встречи изменить нельзя».
Когда после смерти Сталина из лагерей на свободу вышли сотни тысяч репрессированных людей, многие из которых успели превратиться в закоренелых зеков, обстановка в Марьиной роще и вовсе стала критической. В те времена выходить на улицу с наступлением темноты было небезопасно, и многие носили с собой кастеты. Выросшие на «блатной» романтике подростки, объединившись в уличные «банды», шли войной на соседние районы, устраивали драки «улица на улицу», «школа на школу» или просто «подъезд на подъезд». Побоища эти носили совсем не безобидный характер: нередко в ход шли финки, кастеты и цепи. Особой популярностью для «сходок» пользовался парк Советской армии. Зимой здесь заливали огромный каток, и можно было устраивать драки прямо на коньках. Впрочем, обычно их пресекали милиционеры, которые так же на коньках гонялись за малолетними хулиганами.

Сказка сказок

В Марьиной Роще прошло послевоенное детство Юрия Норштейна, автора мультфильма «Ежик в тумане», «Цапля и Журавль», «Сказка сказок». В «Сказке казок» он воплотил свои воспоминания о детстве, проведенном в Марьиной роще. Сам режиссер так рассказывал о мультфильме: «Фильм „Сказка сказок“ дорог мне, потому что он связан с Марьиной рощей. Потому что я прожил в Марьиной роще почти 25 лет. Потому что оттуда уехал. Потому что нашего дома нет. А есть огромный шестнадцатиэтажный дом. И мост — тот, который в финале фильма, — теперь уже не тот мост. А я помню тот — замощенный булыжником... И как вечером в августе, когда шли дожди, пахла пыль, прибитая каплями... И как гремели покрышками синие автобусы. Которые ходили тогда по Москве... И это все постепенно как-то связывалось... Это все постепенно собирается тогда, когда оглянешься и когда навсегда уходит тот мир, где ты жил. Двухэтажный старый дом... Двор... Ты вдруг начинаешь понимать, что на этом-то пространстве, и прошла основная твоя жизнь».Мост, о котором вспоминает Норштейн, был построен еще в конце XIX века, и был транспортной артерией, которая связывала обе части Марьиной рощи. С этого моста и началась промышленная застройка местности: здесь появился дроболитейный заводик, литография, фабрика по производству насосов (сейчас завод Борец). Вместе с индустриализацией менялся и облик Марьиной рощи: тогда здесь и были замощены улицы (по которым громыхали автобусы), появился водопровод и канализация.

А вещи — у тещи, в Марьиной Роще

Фото: pastvu.com
Владимир Высоцкий провёл детство на Большом Каретном переулке (в 1980-е гг. неподалеку появилась станция «Цветной Бульвар»). Сегодня Большой Каретный — самый что ни на есть центр Москвы, один из самых элитных районов, но в 1938 году это было совсем не так. «Блатная» эпоха докатилась и сюда, и здесь отлично чувствовалось влияние Марьиной Рощи, до которой было рукой подать. Этот угол Москвы от Савеловского до Рижского вокзала, с Марьиной Рощей посередине, Высоцкий считал своим, и он оказал огромное влияние на становление его характера.
Известно, что первоначально Высоцкий сочинял песни для небольшого круга друзей, который сформировался на Большом Каретном переулке. Поэтому название «Марьина Роща» и связанная с ней блатная романтика не раз появляется в творчестве поэта. В песне «Город уши заткнул» повествуется о лихой жизни обитателя этих мест: «Дело сделал свое я — и тут же назад,/А вещи — теще в Марьиной роще».
В «Романе о девочках», он писал: «Сопеля — компаньон и одноделец, кретин и бездельник, гундосит, водку уже пьет, словом — тот еще напарник, но брат у него на „Калибре“ работает. И брат этот сделал для Леньки финку с наборной ручкой, а лезвие — из наборной стали, из напильника. И Ленька ее носит с собой». Сегодня завод «Калибр» рядом с Марьиной Рощей выпускает измерительные инструменты.
Высоцкий стремился передать в своем творчестве ту атмосферу эпохи, в которой главенствовал культ силы, блатная романтика, но в то же время, было ожидание каких-то невиданных свершений, жажда подвига: «... А в подвалах и полуподвалах/Ребятишкам хотелось под танки./Не досталось им даже по пуле./В „ремеслухе“ — живи да тужи:/Ни дерзнуть, ни рискнуть,- но рискнули/Из напильников делать ножи».

Крупицы прошлого

Сегодня старинных домов в Марьиной Роще почти не осталось: район начал застраиваться с конца 1950-х годов, и поэтому здесь преобладают «хрущевки» и дома более поздней застройки. Одно из самых старых сохранившихся зданий в районе — Церковь Веры, Надежды, Любови и Софии, построенная здесь в 1823 году рядом с Миусским кладбищем. Само кладбище было основано здесь в 1771 году во время эпидемии чумы: хоронить умерших на территории Москвы было запрещено, поэтому кладбище и вынесли за камер-коллежский вал.Сегодня на территории храма тихо и спокойно. Служащие ведут хозяйство: здесь есть небольшой огород и даже куры. Тишина этого уголка кажутся тем более удивительными, от того, что рядом с ним, буквально в нескольких шагах находится Савеловский рынок, который появился здесь в 1998 году, на месте станкостроительного завода. Сегодня о том, что здесь было крупное предприятие, напоминает только стела, посвященная рабочим, павших в боях Великой Отечественной войны. Первоначально на «Савеловском» торговали одеждой, сотовыми телефонами, компьютерной и бытовой техникой, причем нередко краденой. В 2008 году рынок прошел реконструкцию. Впрочем, бывшая в употреблении техника здесь продается до сих пор.
На этой территории и еще одна церковь: Храм иконы Божией Матери «Нечаянная радость». Он был построен в 1899–1904 годах на средства жителей Марьиной рощи на земле, подареннойграфом А. Д. Шереметьевым. Этот храм выполнен в стиле древнерусской архитектуры 17 века, и был одним из немногих, который не закрывался во время советской власти. 

Клуб веселых и находчивых 

Сегодня Марьина роща — полноценный район Москвы. Здесь множество школ, детских садов, магазинов, и ВУЗов. Здесь расположены несколько кинотеатров и театр «Сатирикон», который Аркадий и Константин Райкины перевезли сюда из Ленинграда в 1982 году. Кроме того, на Сущевском валу находится комедийный клуб «Планета КВН». С точки зрения преступности этот район уже давно стал одним из самых тихих в Москве: это сомнительное «первенство» переняли новые окраины столицы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий